воскресенье, 30 декабря 2007 г.

Рецензии: Public Enemy - How You Sell Soul To A Soulless People Who Sold Their Soul?! (SlamJamz / Redeye, 2007)

При знакомстве с любой новой энциклопедией большинство читателей первым делом набрасываются на раздел "персоналий". Им не терпится поскорее узнать: а кто, собственно говоря, в ней представлен? Вопрос отнюдь не праздный. Ибо, как известно, именно люди, или, как говорят энциклопедисты, "персоналии" в первую очередь определяют лицо той или иной сферы человеческой деятельности, будь то политика, экономика, наука или спорт. Каково же должно быть лицо воображаемой мною энциклопедии хип-хоп индустрии? Несомненно, весьма репрезентативное.

Уделяя внимание наиболее известным артистам, забывать о работе сознательных личностей – участников так называемых экспериментальных коллективов – непозволительный моветон. Ведь кто как не эти изобретатели наносят мощнейший форхенд по привычным штампам и стараются извлечь из своего положения выгоду не только для себя, но и для других, "расширяя" индустрию. К счастью, легендарный коллектив Public Enemy соответствует двум озвученным критериям. Причем дополнительный интерес к ним подогревает ситуация, сложившаяся в этом году, – команда приблизилась к юбилейной дате – 20 лет назад "Враги Народа" стали известны миру благодаря дебюту "Yo! Bum Rush The Show". Как вы уже, наверное, знаете, парни решили порадовать почитателей новым альбомом, название которого будто намеренно создано для борьбы с периодом падения нравственности и морального обнищания человечества. "How You Sell Soul to a Soulless People Who Sold Their Soul?" – таков "титул" и вопрос на повестке оставшегося полугодия по совместительству. Собственно, анализом данной работы мы и займемся.

Прежде всего, следует заметить, что Public Enemy не изменили своему стилю – в музыкальном сопровождении релиза ведущую скрипку по-прежнему играет Gary G-Wiz, участник легендарного продюсерского коллектива Bomb Squad. Сказать, что Гэри добротно справился со своей задачей – считайте, не сказать ничего. Ребятам удалось сохранить чудотворную энергию: с легкой руки продюсера и благодаря пронзительной лирике альбом обретает традиционный воинственный характер, а пламенная речь Chuck D, звучащая под бравурные тромбоны и свирепые гитары, вдохновляет на подвиги. К слову, шкала пышущей креативности достигает своего пика, не в последнюю очередь благодаря трекам "Frankenstar" и "Black Is Back", грациозному трибьюту, адресованному культовым Run-DMC.

Впрочем, совершенно необязательно следовать стезей крупномасштабных штурмов, ведь если внимательно и скрупулезно прослушать альбом, окажется, что он приютил несколько мелодичных композиций – так, например, во второй половине работы нас поразили "See Something, Say Something", созданная в стиле классического фанка; трек "Long and Whining Road", отличающийся мотивами рок-н-ролла и ностальгической атмосферой; "Sex, Drugs & Violence", изобилующий приторной лубочной эстетикой как с музыкальной, так и с текстовой точки зрения. Но наибольший восторг вызвала песня "Amerikan Gangster", в которой Chuck D с критическим посылом выступает против волны гангстеризма и хип-хопа легкой весовой категории. Примечательно, что он делает это в сопровождении современных южных мелодий, дескать, одолеем противника его же оружием. Однако, выйти на поле боя Чак предпочел не в одиночестве – кампанию ему составил малоизвестный техасский рэппер E.Infinite, поддержавший фронтмена группы в этом нелегком поединке. Кроме всего прочего, необходимо отметить, что авторы, как и прежде используют свой творческий потенциал на полную мощность. Посему на альбоме, помимо полноценных композиций, мы имеем возможность видеть горстку миксов в духе незабвенных "Mind Terrorist" и "Show Em Whatcha Got".

Потенциал, заложенный в альбом, огромен. Без сомнения, в наших руках оказался оживший реликт, латимерия музыкальной индустрии. Однако инвективы, направленные в радиус политической составляющей Соединенных Штатов и современной хип-хоп музыки в целом, справляются со своей задачей – альбом оказывается по-настоящему актуальным. Причем, основная доля жизнеутверждающего эликсира проливается в вышеупомянутой ипостаси: лидер коллектива старательно пытается установить твердое понимание относительно приоритетов человечества; распространяется по поводу руководства страны, стократно искажая бытующие мифы. Ведь, по словам авторов, на самом деле власти под сдержанные завывания толпы наворачивают круги вокруг жертвенного столба, методично прессуют землю под собой, опускаясь с каждый разом все ниже. Конечно, молодая братия слушателей может непринужденно миновать социально-политические фортификации группы. Тем не менее, вполне возможно, что не за горами то время, описываемое в произведениях Исаака Бабеля, когда нищие люди примутся относить последний грош бродячему поэту, который рассказывает людям об их муках так, как сами они не могут себе это рассказать...

Лестные отзывы можно адресовать композиции "Harder Than You Think", которая была представлена в качестве первого сингла на альбоме. Замечу: впечатления от песни складываются крайне положительные, причем недавно созданное видео сопровождение только увеличивает удовольствие. Слушатели попривередливее могут посетовать на ощутимую низкобюджетность, однако, таким образом, вы рискуете допустить разлад в самом, казалось бы, маловажном звене, и вся конструкция разлетится к чертям с легкостью карточного домика. Тем более что оценивать его следует, скорее всего, сродни промо-ролика. К слову, нельзя не отметить забавный лирический контент:


Rolling Stones of the rap game not bragging
Lips bigger than Jagger not sagging
Spell it backwards I’m a leave it at that

That ain’t got nothin' to do wit rap

Хрустальные мечты о новых сольных номерах ярчайшего хайпмена в хип-хопе, Flavor Flav’a, разбиваются об несущие стены, – к сожалению, ничего оригинального: три композиции, размещенные на альбоме, определенно высокого уровня, однако мы уже сталкивались с ними в релизе "Hollywood". Тем не менее, учитывая, что прошлогодняя работа Вильяма Дрейтона получила недостаточно внимания со стороны покупателей, данный аспект не станет сколько-нибудь проблематичным.

Отдельно хочется упомянуть ведущие оплоты неподдельного цитирования. Несомненно, таковых здесь находится большое множество, но, к счастью, мне удалось организовать свой бескомпромиссный расклад – "The Enemy Battle Hymn of the Public", "Escapism" и великолепная "Can You Hear Me Now?", чьей основной особенностью являются запоминающиеся откровения фронтмена группы на манер "…there for I can never be poor, because my mind, body and soul will not be sold" – настоящий хип-хоп ревивализм, а вы как думали? Завершающие аккорды не позволяют перевести дыхание – финальная композиция – это небольшая лекция под названием "Time Is God", повествующая о важности обращения человечества со временем. Действительно, час упустишь – годы не наверстаешь.

Безусловно, хип-хоп исполнители – люди творческие и во многом сродни людям искусства. Тоже художники, одни из них всю жизнь мечутся в поисках идеала, а другие, найдя удобную нишу, оттачивают мастерство, создавая ряд хоть и похожих, но все более и более совершенных творений. И первые, и вторые достойны уважения, ибо время от времени создают шедевры и радуют своих почитателей успешными альбомами. Не знаю, как вы, а я убежден, что Public Enemy относятся ко второй категории. И, несмотря на то, что назвать новый альбом легендарного коллектива лучшим за первые две работы – "Yo! Bum Rush The Show" и "It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back" – никак нельзя, последнее их детище не может оставить равнодушным. Не сомневайтесь ни секунды, "How You Sell Soul to a Soulless People Who Sold Their Soul?" – один из немногих современных альбомов, который творился (именно творился!) вдохновенно, с удовольствием и огоньком в глазах, без особого меркантильного интереса.

Остается надеяться, что справедливость восторжествует – узрев в альбоме изделие ручной выделки, слушатели отвернутся от безыдейных блокбастеров и преисполнятся благодатью. Впрочем, даже обратное положение не поставит вопрос ребром – не для этого вернулись Public Enemy. Главное, – поклонники снова верят в самодостаточность группы. Как говорил небезызвестный шведский теннисист Стефан Эдберг, "если год назад всех интересовал только один вопрос: "Когда же я уйду?", то теперь все меня только и спрашивают: "Почему ты уходишь?"

Оригинал

Комментариев нет: